Эрнест Григорьян: Армянское нагорье как колыбель западной цивилизации (По книге Дэвида Рола «Боги Авариса»)
Posted on 06.01.2013 by Юсисапайл

Сегодня уже стал общепризнанным факт происхождения индоевропейских народов от племен Армянского Нагорья. Но наука история идет вглубь в прошлое и многое в ней конкретизируется и уточняется. В этом отношении книга Д.Рола (Дэвид Рол. «Боги Авариса». Эксмо, 2011 г.) одна из самых выдающихся за последние годы. Она смело выступила против сложившихся стереотипов в западной науке, и то, что было давно известно армянским ученым, сейчас осторожно осваивается и западной историей. У нее есть свои предубеждения и свои преграды, о некоторых из них мы скажем ниже. Но процесс идет и истина необорима, несмотря на злорадство злопыхателей и насмешки невежественных.

В этой статье мы представляем краткий обзор этой книги, с выделением тех положений, которые пересекаются с древней историей армян. Все цитируемые по книге утверждения помещены в кавычки и указаны ссылки на страницы. Особо будут помечены ссылками только утверждения из других источников.

Начнем обзор высказанных в ней положений.

«Племена, говорившие на индоевропейских наречиях, впервые появились на исторической сцене в Восточной Анатолии» (с.42). Здесь ясно констатируется факт происхождения индоевропейских народов. Но почему указана Восточная Анатолия?

Как указывает Э.Даниелян[1], «Согласно новейшим исследованиям в области сравнительного языкознания, генетической лингвистки, археологии, антропологии, исторической географии, индоевропейская прародина включала Армянское нагорье (колыбель армянского народа), восточную Малую Азию и Северную Месопотамию. Вместе с тем необходимо отметить, что в этой связи неверное использование терминов «Восточная Анатолия» и «Южный Кавказ» – вместо западной и восточной частей Армянского нагорья, искажает топонимическую терминологию при определении и классификации лингво-археологического материала. Ведь в действительности Кавказ со всеми своими частями (северной, южной, восточной и западной) и предгорьями расположен к северу и востоку от Армянского нагорья и реки Куры, а Анатолия со всеми своими частями (северной, южной, восточной и западной) находится в пределах Малой Азии, к западу от Армянского нагорья. С этих научных позиций подходя к современным исследованиям, проводимым на основе данных археологии и индоевропейского языкознания, можно констатировать, что материалы, приводимые под термином «Анатолия» или «анатолийский», фальсифицируются в турецких и некоторых зарубежных изданиях, исходя из политических интересов; вместо западной части Армянского нагорья, захваченной Турцией, используют сфабрикованный термин «Восточная Анатолия» (известно, что в случае хотя бы намека на название «Армянское нагорье» любой иностранный археолог может быть лишен турецкими властями возможности участвовать в раскопках, проводимых в Западной Армении)».

Д.Рол — крупный историк, археолог, самостоятельно проводивший раскопки в Египте, на Ближнем Востоке, в Турции. В данной книге он сосредотачивается на истории гиксосов и рассматривает период 2000-800 гг. до н.э., вводя Новую Хронологию истории, приближающую описанные события на 200-300 лет вперед, ближе к современности. Будучи серьезным ученым, и придерживаясь строго научных фактов, он сам много раз поражался тому, что «Легендарные истории, которые раз за разом отвергались как вымысел, впоследствии находили историческую основу, подтверждаемую археологическими открытиями» (с.44).

Ряд его заключений противоречат концепции таких ученых как Т.В.Гамкрелидзе и Вяч.Вс.Иванов. Время начальной индоевропейской дивергенции по Т.В.Гамкрелидзе и Вяч.Вс.Иванову, согласно их теории, не позднее V-IV тыс. до н.э. – период существования общеиндоевропейской языковой системы, а начало ее распада – конец IV тыс. до н.э., а с III тыс. до н.э. произошли выделение и распад греко-армянско-арийского диалектного единства. Но по исследованиям Д.Рола, эта общность еще фигурирует в 8 веке до н.э., вплоть до эпохи Гомера и Гесиода, от которых и начинается размежевание.

Главное внимание Д.Рол уделяет не столько гиксосам, сколько значимости их для западной цивилизации. Вот что он пишет о них: «Правление гиксосов в Египте – период, тесно связанный с корнями западной цивилизации… Эпоха гиксосов является исторической основой для греческих и римских легенд» (с.47). «После своего выхода из Египта гиксосы стали прародителями века героев Гесиода, прославленного в античных легендах Греции и Рима» (с.88).

Откуда пришли гиксосы, на каком говорили языке, наследием какой культуры щедро питалась западная цивилизация?

«Группа индоевропейских мигрантов прибыла в Ханаан в раннем бронзовом веке. Могилы и украшения указывают на анатолийское происхождение Они пришли к власти в городах и разбогатели на морской торговле. Их потомки оккупировали Египет под названием гиксосов» ( с.181). Но «Гиксосы не говорили на египетском языке» (с.134).

Т.е., вразрез с бытующей до сих пор версией, говорящей, что культура пришла в Грецию и римский мир из Египта, мы видим, что Д.Рол указывает совсем другие истоки европейской культуры. «Самые первые фараоны были родом из Месопотамии» (с.199). «Особый тип захоронений был присущ этой группе. Продолговатая яма, выкопанная в земле и выложенная каменными блоками. Этот тип могил распределен по широкой дуге от Евфрата, Сирии, Палестины до Трансиордании и Мертвого моря. Таков же тип захоронений у гиксосов» (с.181).

В начале своей миграции с Армянского нагорья гиксосы заселяли земли Палестины и как указывает Д.Рол, «Рефаим и Анаким – хурритские имена и племена появляются в 2100 г. до н.э. в Леванте» (с.179). «Они были искусны в обработке металлов» (с.180), иными словами, они принесли с собой культуру обработки металлов.

«Гиксосы были тесно связаны с финикийцами» (с.128), если не сказать большее, что они-то и были прославленными финикийцами. «Остатки гиксосов сохранили свое присутствие в Палестине» (с.150) и позже. «Большая группа хурритов гиксосов, которая поселилась в Иерусалиме была библейскими иевусеями» (с.153) – ессеями. Например, «Правитель иевусеев Арувана из Иерусалима» (с.153). Мы знаем, что именно среди ессеев первоначально зародились, или были унаследованы ими от своих предков идеи христианства.

Но мигранты с Нагорья заселяли не только Палестину, но и ряд островов в Средиземном море. «Кланы индоевропейских мореходов населяли Кипр и Крит, потом они перебираются в Египет и правят там под названием гиксосов, а потом после изгнания появляются в Палестине под названием пелешет — филистимлян, народов моря» (с.187). «Царь филистимлян — Авимелек» (с.183).

Т.е., они снова возвращаются и остаются в Палестине, опасаясь усилившейся Ассирии, которую им надо было пересечь, чтобы снова оказаться на родном Нагорье [2].

«После ухода из Египта эти шемау из филистии позднего бронзового века превращаются в сераним – властителей 5 городов – Газы, Ашдода, Ашкелона, Гафа и Экрона» (с.192). «Жители Иерусалима – соломиты по Манефону, т.е. солими — из Анатолии. Они из Анаким и Рефаим» ( с.370).

Об уходе гиксосов из Египта свидетельствуют много авторов. Однако Д.Рол считает, что никакого изгнания не было. «Никакого массового исхода из Египта не было. Это были те же люди, которые раньше здесь жили» (с.69). Но в то же время известно, что «Большая династия гиксосов — 15 –я династия — была изгнана из Египта фараоном Ахмосом, основателем 18-й династии в 1181 г.» (с.47).

Имеется ли противоречие в этих фактах?

Д.Рол настаивает на том, что это был всего лишь обычный и много раз повторявшийся в истории гиксосов династический раскол. «Царица Ах-Хотеп, мать Ахмоса, победителя Гиксосов была пеласгийской принцессой. Греческая легенда об Ио и Телегоне поднимает волнующую возможность того, что Ах-Хотеп также была матерью царя гиксосов Апопи. В таком случае Ахмос и Апопи были единоутробными братьями, боровшимися за контроль над дельтой Нила в процессе того, что фактически было внутридинастической схваткой между правящими элитами страны» (с. 216).

Такие истории внутридинастических схваток за власть очень часты в древней истории. Достаточно упомянуть историю Парфянской империи, или историю Византийской империи, чтобы обнаружить роднящие их типичные черты подобных внутрисемейных расколов.

И остальные фараоны также были связаны родством с гиксосами. «Династия Рамсеса 2 происходит из Авариса» (с.125). «Рамсес 1 имеет гиксоское происхождение» (с.125). И даже сам «Бог Сет тоже из Авариса». «Сети 1 отец Рамсеса 2 отпраздновал 400- летний юбилей коронации Сета как властелина Авариса» (с.126). «Рамсес 2 взошел на трон в 943 г. до н.э. 1-й год правления Тутанхамона – 1007 г.» (с.126), а «Основание храма Сета в Аварисе в 1385 г.» (с.127).

Позже, точно так же своим братом Эгиптом был изгнан Армаис-Данай, положивший начало племени данайцев и городу Адана. Если правда, что у Эгипта было 50 сыновей, как говорит Эсхил в драме «Просительницы», где он описывает возвращение дочерей Даная в Аргос, то Эгипту совсем не нужен был брат-конкурент, когда ему надо было делить власть между 50 сыновьями.

«Каменная ваза с картушем Апопи обнаружена на финикийском захоронении в Испании. Вероятно, этот сосуд был реликвией семьи, связанной с гиксосами родственными узами, переселившимися в 8 веке до н.э. в ходе колонизаторского движения с востока на запад» (с.217). Вероятно, так образовались баски, народ, сохранивший в своем языке связь с топонимами Армянского нагорья.

Близость культуры гиксосов и ряда известных, оставшихся в памяти человечества цивилизаций, например, атлантической, минойской, спартанской, древнегреческой и др. подтверждается приводимыми Д.Ролом фактами. «Минойские фрески были открыты во дворце гиксосов. Там же открыты лабиринтоподобные узоры и картины с быком и прыжками через быка» (с.230). Но известно, что самая первая лабиринтоподобная форма была найдена на Армянском нагорье и является повторенным изображением свастики. «На фресках из Авариса изображены прыжки через быка и схватки между людьми и быками. Это все — на лабиринтоподобном фоне» (с.196). «Слово лабиринт происходит из минойского лабрис, обозначавшего обоюдоострый топор в эгейских священных ритуалах» ( с.197). В Египте не было таких боев с быками. «Прыжки через быка – потеха местной знати» (с.339). «Эта традиция зародилась в Анатолии» (с.339).

Минойская культура имела печальное завершение. Вот как об этом рассказывает Д.Рол: «Недалеко от острова Крит находится остров Фире. На этом острове есть поселение Акротири, которое смотрит в сторону Крита. Оно было уничтожено землетрясением и последующим извержением вулкана» ( с.257). «1210 -1181 гг. –Акротири разрушен вулканическим извержением. В 1020-1100 гг. город покинут. Микенские греки свергли коренных минойских правителей Центрального Крита» (с.259). «Военная мощь минойской талассократии была уничтожена извержением. Дворцы и города, находились под защитой флота и не имели крепостных стен. Спустя 10 лет микенцы подготовили корабли и вторглись и опустошили остатки минойских городов» (с. 262).

«Минойцы принадлежали к атлантической культуре, которая угнетала афинских греков и воевала с ними» (с.260). «Так в легенде об Атлантиде сохранились воспоминания об исчезновении минойской цивилизации» (с.262).

Но в какой связи находятся минойцы с мигрантами из Армянского нагорья, кто такие микенские «греки» и греки ли они вообще и можно ли атлантическую цивилизацию связать с армянской? О возможной такой связи указывает упоминаемая Д.Ролом история острова Акротири.

«На острове Акритири правил хурритский царь» (с.270). «На фреске из Акротири изображено путешествие флота от острова Тера к Леванту, заключение мирного договора с местным арийским или хурритским правителем, а затем пребывание этих воинов — шемау в Аварисе среди гиксосов. Потом они возвращаются на родину на острова Эгейского моря» (с.277).

«Они встречают радушный прием у своих сородичей на Каллисте в Акротири примерно за 80 лет до последнего извержения» ( с.278). И вот ключевой факт, который мы разберем подробно. «Паланкин (вождя – Э.Г.) украшен символами, указывающими на титул h/k – правитель горных стран, который носили гиксосы, правившие Египтом» (с.279).

Именно из сочетания этих двух букв родился термин гиксосы. Как говорит Д.Рол, в связи с другим случаем, «Впервые в истории египетской археологии монументальный иероглифический текст включал титул h/k – Касут ( в буквальном смысле «правитель горных стран», но обычно переводится как «правитель чужеземных земель») от которого происходит термин Манефона гиксосы» (с.233).

С сочинениями Манефона мы знакомы по переложениям Иосифа Флавия. Подробнее рассмотрим историю интерпретации этих двух букв. Прежде всего, заметим, что один из вариантов объяснения, который дает сам Флавий, состоит в том, что окончание «сос» присуще греческому языку, на котором писал Флавий, и свидетельствует о множественном числе. В единственном числе к именам добавляется окончание «ос».
Вот как говорит об этом сам Иосиф Флавий: «В Писании все имена переделаны для удобства читателей на греческий лад, чтобы было сподручнее [произносить их]. Нам же такого рода тип названий кажется неподходящим, а потому у нас как формы, так и окончания слов остаются неизменными: например, Ной (Ноэос) называется [у нас] Ноэ, и такая форма проходит у нас по всему сочинению[3].

В другом списке Манефоновой истории Иосиф Флавий находит еще одно объяснение имени Гиксос. «Въ другомъ же экземпляре я нашелъ, что звук «I (ай – Э.Г.) икъ» означает не царей, но, наоборотъ, указываетъ на то, что пастухи были пленниками, такъ какъ съ другой стороны Гикъ и Гакъ [произносится съ придыханиемъ густымъ] по египетски прямо означаетъ «пленниковъ». Это объяснение кажется мне правдоподобнее и согласнее съ древней историей»[4].

Упоминание звука «I» (ай) имеется только в книге И.Флавия опубликованной в 1895 г. и переизданной ротапринтом в 2000 г. Пытаясь проверить точность переданного звучания, мы обнаружили, что в Интернет-версиях и даже в недавно вышедшей солидной хрестоматии «Истории Древнего Востока» под редакцией В.И.Кузищина (ИДВ, М., 2002), допущенной в качестве учебного пособия для историков, звук «ай» не фигурирует.Намеренно ли это сделано, или просто невнимательность издателей? Зная о том, как пристрастно относятся российские издатели к упоминанию чего-либо армянского, и даже в византийской истории, насквозь пропитанной армянским духом, стараются не упоминать армян, мы, приняв это «упущение» как очередное, не ведомо какое по счету искажение – пусть будет стыдно издателям и редакторам из Санкт-Петербургского университета – решили искать истину в других изданиях.
И только обратившись к древнегреческому тексту Флавия, копии с оригинала, опубликованной в 1955 г. в Германии — Flavii Iosephi, Opera V, Apud Weidmannos, vol.V.Contra Apionem Libri, Berlin, Germany – 1955, p.14-15, — мы подтвердили точность до-советского перевода, не затронутого еще «махровым» шовинизмом. Значки над буквами в древнегреческом языке обозначали дифтонг «ай». В современном греческом языке они не используются.

Кстати, подобные искажения присущи не только советской науке, но и западной в целом, если это касается армянской истории. Например, вот как говорит Д.Рол, «Египтологи всегда подставляют букву е там, где в слове может быть гласная. Вошло в традицию озвучивать гласные символы, такие как омега – w как букву u (у). Например, «дом» озвучивается египтологами как «хут», хотя во многих случаях эта буква звучит как «а». Например, Аварис звучит как Хаваре» (с. 500). По И.Флавию, Аварис, «согласно древнему религиозному сказанию, назывался» Хут-Уарт, т.е., «дом уартов». Но если вместо буквы «у» подставить «а» как исправляет Рол, то никакого Урарту и в помине нет. Есть Арарат, а точное название Авариса – дом арартов.

Попробуем теперь определить, как же в действительности именовались гиксосы. Вернемся к их самоназванию «Гик» или «Гак», которое, как указывают Манефон и Флавий, произносится с придыханием и, скорее всего, должно было бы звучать как «Хик» или «Хак». Поскольку в русском языке нет буквы «h», то всюду, где она звучит в иных языках, на русском обозначается через «х» или «г».

Египетские иероглифы содержали два рода знаков — идеограммы и фонограммы. Идеограммы описывали объект и конкретные понятия. Слова составлялись только из согласных. Фонограммы же указывали на то, как должно было звучать это слово, т.е. какие гласные должны были вставляться между согласными. Но поскольку обычно звуки не фиксировались в иероглифических текстах, позднейшими исследователями было принято для удобства чтения вставлять между согласными звук «и», там где не было соответствующей фонограммы. Поэтому Иосиф Флавий мог фиксировать только слово «h’k» ( в латинском написании), как это и указано в сноске к его тексту в «Истории Древнего Востока, М., 2002, с.54». Будучи вынужден искать звучание этого слова, как выше указано, он сообщает, что «В другом же экземпляре я нашел, что звук «I (I – латинское – Э.Г.) ик», т.е. звук – «ай ик»[5].

Соединив эту фонограмму с согласными, мы и получаем слово «Хайк», произносимое с «густым придыханием». Напомним, что древнегреческий текст прямо указывает на звук «hайк» как самоназвание гайксосов. Более точно, Хайкh (введенное здесь в виде исключения сочетание кh означает придыхательное к—q, при помощи которого в древнеармянском образуется множественное число имен существительных). Хайкh означает и «армяне», и «Армения» и образовано от названия hай (армянин). Само имя Хайк также происходит от названия hай. В латинском алфавите это слово — «Hyкe». Но Хайк – прародитель армян и их самоназвание – Хайкh, народ Хайка. Других претендентов на это имя в истории нет.

Рассмотрим теперь главную тему Д.Рола, корни и истоки западной цивилизации, кто и какие народы ее основали? Известно, что европейские народы свое происхождение приписывают пеласгам. Кто такие пеласги? Вот как отвечает Д.Рол.

«Пеласги – это великие предки западной цивилизации, «божественные». Их подвиги и семейные отношения легли в основу легенд греков поздней эпохи. Именно они, прибыв из Восточной Анатолии, основали династию больших гиксосов в Аварисе» (с.328). «Все древнегреческие правители, независимо от их династических имен, были пеласгами по происхождению до прихода пелопидов, тоже происходивших из Анатолии» (с.327).

«Древнее название Греции – Пеласгиотис, или земля пеласгов» (с.329). Из Армянского нагорья происходят также и «континентальные пеласги, которые также колонизировали Центральный Крит и традиционно отождествлялись с предками филистимлян ( пелесет), которые сначала поселились в Киликии, а затем двинулись в Ханаан вместе с другими народами моря» (с. 328).

«Библейских Кафторим также нужно считать легендарными пеласгами. Они были последними правителями династии больших гиксосов в Египте» ( с.330).

«Называемые в библии народами Рефаим, Анаким и Кафторим, а в египетской традиции гиксосами, они пробыли в этом регионе не менее 300 лет. Затем они были вытеснены из Египта коренными египтянами (чьи правители сами отчасти были пеласгами через династические браки) и вернулись в Эгейское море. Другие их сородичи остались в южном Ханаане – в библии их называют филистимлянами и иевусеями, а их арийские союзники на севере стали правителями Митанни позднего бронзового века» (с.331). Как указывает сам Д.Рол, первые фараоны из Армянского нагорья появились в Египте уже порядка 4000 лет до н.э., поэтому под «коренными египтянами» надо разуметь более ранние волны переселенцев. С другой стороны, неоспоримое армяно-хурритское происхождение государства Митанни только подтверждает факт этнического единства армян и гиксосов.

«Они, «Правители горных стран», были правящей аристократией среди амалекитян» (с. 598). «Они происходят от прародины индоевропейских племен и их хурритских союзников» (с. 598). «Аввим со своей амалекитянской пехотой устремились через границу Египта около Газы и достигли Мемфиса. Они тоже находились под давлением из-за прибытия в восточный Ханаан бывших израэлитских рабов, поставивших целью захватить землю обетованную для своей племенной конфедерации» ( с.598). «Когда израэлиты под командованием Иисуса Навина стали грабить укрепленные города, построенные Анаким, последние были вынуждены отступить на запад, оставив «страну холмов захватчикам» (с. 599).

Известно, что европейская культура является наследницей культуры Древней Греции и Рима. Мы привыкли говорить о древнегреческой философии, скульптуре, искусстве. Но есть ли в этом вклад самих греков? И кто на самом деле создавал все эти шедевры мировой культуры, включая и древнюю философию. Из этих времен нам известно о минойской цивилизации, микенской Греции, Спарте, ахейцах, дорийцах, данайцах и т.д. Из книги Д.Рола выясняется, что все они — потомки переселенцев, мигрантов, как сказали бы сегодня, племен-хайков из Армянского нагорья, и даже древнегреческие мифы, есть не более, чем переложения подвигов этих мигрантов.

Рассмотрим более подробно эти утверждения.

«Минойцы были лишь частью гораздо более многочисленной семьи индоевропейских народов, проживавшей от гиксоского Авариса до пеласгийского Аргоса и анатолийской Арзавы и от Хаттусы до ханаанитского Угарита и Алалакха» (с.339). «Многие жители Алалакха носили хурритские имена во время эпохи гиксосов и хурриты были тесно связаны с арийскими элитами среднего и позднего бронзового века» (с.340).

«В индоевропейских легендах говорится, что Европа, дочь Агенора из Тира приплыла из Финикии на Крит, где родила Миноса – старшего. Это брачный союз между пеласгийским правителем Тира (Агенором, потомком гиксоса — фараона Апопи) и пеласгийским правителем Кносса (Астерием, сыном Тектама)» (с.327). «Европа была похищена из Финикии Таурусом (Торосом — Э.Г.) адмиралом критского флота» (с.327). «Имя острову Крит дал Керет, герой угаритской легенды» (с.340). «Дядя Миноса — старшего с материнской стороны, Кадм, принес письменность в Грецию» ( с.328).

Здесь можно сопоставить с этим фактом армянскую хронику и узнать, что у Хайка был наследник (внук) Кадм (или в греческой версии Кадмос), который действительно принес грамоту грекам, т.е., тем народам, которые там обитали в еще дописьменном состоянии. И их после этого стали называть «грамотными», что по-армянски звучит как «греци». Т.е., аборигены этих территорий, получившие от хайков письменность, стали называться после греками. Кстати, и по времени эти события совпадают в двух хронологиях, армянской по Хоренаци и греческой (приблизительно 1900 -2000 гг. до н.э.).

«Следовательно, древние греки, которые вторглись на Крит и оккупировали Кносс, были пеласгами, в полном соответствии с утверждениями Диодора Сицилийского» (с. 327). «Пелоп был отцом Атрея, который правил в Микенах» (с.326). «По утверждению Геродота, жители Пелопоннеса были наследниками пеласгов» (с.350). «Геродот сообщает, что эти древние пеласги не говорили по-гречески» (с.349).

Следовательно, и микенская Греция была основана пришельцами из Армянского нагорья. Кстати, подлинное звучание Микен – Мукан, что весьма схоже с тем же названием степи в древнем армянском Пайтакаране, у восточной оконечности Арцаха-Карабаха.

Кто же такие данайцы, даров которых надо бояться?

Д.Рол сообщает, что «Данайцы происходят от пеласгов – палестинцев. Данай прибыл из Египта и объявил, чтобы все пеласги стали называться данайцами» (с.327). «Данайцы названы в честь легендарного Даная – правителя гиксосов, бежавшего из Египта» (с.351).

«Армаис, которого также называли Данаем правил 5 лет в Египте. После этого он был изгнан из Египта, уплыл от своего брата Эгипта, прибыл в Грецию и стал править» (с.366). «В генеалогии более позднего предания Даная называют родственником финикийского царя Агенора, отца Кадма» (с. 367). По Хоренаци, отцом Кадма является Араманеак.

«Данай совершил плавание из Египта в Арголиду через 8 лет после прибытия Кадма в греческие Фивы. Данай последний чужеземный правитель Авариса после ухода Кадма» (с.369).

«В драме Эсхила «Просительницы» описано бегство Даная и его семьи из Египта в Арголиду, где он основал новую царскую династию Данаидов. Он был потомком Данаи в четвертом поколении, а Даная в свою очередь была матерью Персея, который основал царскую обитель в Микенах, известную любому греку. Персей был предком Геракла и Эврисфея в третьем поколении. После смерти Эврисфея на трон вступил Атрей сын Пелопа, который был отцом Агамемнона и Менелая» (с.365). Начиная с этого момента, жители Эллады стали называть себя данайцами.

Резюмируя, Д.Рол констатирует: «Сама Греция называлась Пеласгией (Палестиной) — гиксосы– переселенцы из Анатолии, Лидии, в северу от Измира- Смирны» (с. 501). «Пеласги из Ионии первоначально жили на Пелопонесе, Микенах. Греки считали пеласгов – прародителями цивилизации Эллады» (с.502). «Сначала там, в Микенах основал династию Персей, потом его свергли, а потом пришли свергнутые Гераклиды» (с.502).

«Пеласги говорили на лувийском языке Киликии. Они заняли Милет – место рождения греческой философии» (с.502). Здесь можно заметить, что в армянской версии истории древних народов и хеттский и лувийский языки являются диалектами древнеармянского языка.

«Спартанские цари были прямыми потомками пеласгийских сыновей Гераклидов. Милитаристский характер Спартанского государства произошел непосредственно от воинской культуры и мировоззрения века героев» (с. 482). И далее. «Спартанцы – это дорийцы. Где истоки воинственного духа спартанцев? Крушение Ахейского царства в результате возвращения Гераклидов, изгнанных тремя поколениями раньше, после неудачного первого вторжения Гилла, сына Геракла» (с. 458).

«Брутальный герой Геракл, человек небольшого ума, но сильный и склонный к бездумному насилию, был вассальным правителем Тиринфа. Он отправился в пиратскую экспедицию, которая закончилась разграблением Трои во время царствования Лоамедона, отца Приама» (с.459).

«До этого Гилл пытался захватить трон своего отца на Пелопоннесе в 890 г. и отомстить Пелопидам, правившим в Микенах» (с.459). «Между дорийцами и Гиллом было сражение, в котором участвовало по одному воину. И Гераклиды отступили от Микенского царства в Беотию, северную Грецию» (с.460).

Сделаем небольшую вставку о Беотии из англоязычной энциклопедии.

Беотия (Boeotia, Viotia) была центральной частью древней Греции. Сегодня — это префектура современной Греции. Как указывает энциклопедия (http://www.nationmaster.com/country/gr-greece), там располагался старейший город Греции и был назван Грайя (Graia, Γραία), откуда вытекает, по мнению энциклопедии слово «Греция». Армянское слово «грагет» означает имеющий грамотность или знающий грамоту — гра, т.е. знающий – «гитун», грамоту — «гра».

Сведения об этом древнем городе, можно найти у Гомера, Павсания, Фукидида и т.д. Другой важный город Беотии – Фивы, которые был связаны с египетскими Фивами. Фивы были родиной легендарного героя Геракла. Среди выдающихся людей Беотии такие личности как Пиндар, Гесиод, Эпаминонд, Пелопиды, Плутарх.

В греческой мифологии Беотия играет видную роль. Из двух больших центров легендарных сказаний, одним являются Фивы, с его Кадмийским населением, служившим в качестве военного оплота, и другим — минойцы, прославившиеся, как имеющие предприимчивые коммерческие города. Как указывает энциклопедия, местные народы были поглощены этими мигрантами, и беотийцы отныне представлены как однородная нация. Не исключено, что легкость ассимиляции вызвана тем, что местными народами могли оказаться мигранты более ранней волны. Интересно, что беотийцы в основном известны как создатели геометрического типа керамики, которая бытовала на Армянском нагорье тысячелетия до этого.

В Пелопонесских войнах беотийцы рьяно боролись против Афин.

Присмотримся к тому, как называлась сама Греция, или Ахайя — провинция на северном побережье Пелопоннеса. Греция — по-хеттски (или по-древнеармянски?), «Ахайаша», но «ша» – хеттское окончание, «а» — протетическая буква, означающая владение. Остается Хайа. Но это самоназвание армян. А прибавляя букву «а», мы получаем, что это – земля, или владение армян. Точно так же как Адана – город Дана, данайцев.

«Из хеттских хроник явствует, что история Аданы уходит в прошлое до второго тысячелетия и получила свое название в честь данайцев» (с.487). Есть речь царя Киликии Азатитватиса, сына Аваркуса, царя Аданы, где он прославляет бога Бурь» (с. 490). «Мопшу был правителем воинов данана, которые пытались вторгнуться в Египет на 8 году правления фараона Рамсеса 3 в 855 г. до н.э.» (с. 493). Цари Аданы – его потомки. «Азативаттис принадлежал к данайцам и к династии Мопсия» (Мопшу) (с.527).

Рассмотрим теперь, кто основал Римскую цивилизацию, по мнению Д.Рола?

«Этрусская цивилизация возникла в Западной Анатолии. Ее основатели приплыли из Арзавы за 10 лет до начала Троянской войны» (с. 554). «Таруиша, Турса, турсеной, анатолийское окончание «енос» – означает человек из Турсы», или если подставить вместо «у»- «а», человек из Тарса, Тороса, Северо-западной Анатолии. «Они уплыли на Запад и стали этрусками, основателями римской цивилизации. Их называли, то-ро-йя» (с. 503). «Таруи — люди из Арцавы» (с. 504). «Геродот считал, что этруски из Лидии — Арзавы, Киликии» (с.548).

Арцава или Арзава – по армянской версии древней истории, известное древнеармянское государство.

Те же этруски появляются и в Сицилии как сикелы, и в Сардинии. «Сардиния – Бет Шардана, воины народов моря из Анатолии, вторгшиеся в Египет» (с. 548). «Сначала они поехали в Смирну, где построили корабли и поплыли в Италию» (с. 549). «Вторжение народов моря произошло в 856 г. до н.э., на 8-м году правления Рамсеса 3» (с. 183).

После этого, совсем не удивительно, что патриции древнего Рима имели родовое имя – Гай, и оно даже вошло в приветствие западных народов. Это приветствие настолько точно воспроизводит самоназвание армян – hай – что впервые попавшие в США армяне, так и воспринимали его как вопрос-утверждение, армянин ли ты?

«Юлий Цезарь и поздние правители Рима возводили свою родословную к героям Троянской войны» (с. 573). «Династии и других царей восходят к веку героев» (с. 473). Например, «царь Пирр 2, правивший в Эпире в конце 4 века, — двоюродный брат Александра Великого, называл себя потомком Ахилла в 20-м поколении» (с.473).

Таким образом, подытоживая наш обзор книги Д.Рола, завершим эту часть его же словами. «После изгнания из Египта часть семьи больших гиксосов широко рассеялась по владениям своей торговой империи» (с.370). «Из этой семьи происходят Агенор из Тира, Кадм из Фив, Данай из Аргоса, Минос из Кносса и Персей из Микен» (с.370). «Цари династии больших гиксосов, правившие в Мемфисе и Аварисе были одним из последних элементов великого переселения северян в регион плодородного полумесяца, которое началось в конце раннего бронзового века (НХ ок. 2100) и завершилось в последней фазе среднего бронзового века (НХ – ок.1200). Эти цари «больших гиксосов» имели хурритское и индоевропейское происхождение» ( с.349).

НХ – это установленное самим Д.Ролом исправление традиционной хронологии, которую он назвал Новой Хронологией, и которая на 200-300 лет «моложе» традиционной. Кстати, согласно Новой Хронологии, «Рим был основан не в 753 г., а в 650 г.» (с. 593).

Теперь обратимся к одному очень интересному факту, который побудил немецко-еврейского философа К.Ясперса ввести понятие «осевого времени». Обнаружив одновременность появления великих людей человечества в разных и удаленных друг от друга цивилизациях, Ясперс сделал вывод о некоем мистическом осевом времени, которое обусловило эту одновременность. Например, появление на Западе Пифагора, на Востоке Будды. Зороастра, Конфуция необъяснимо, если считать их изолированными друг от друга цивилизациями. Но если ввести армянский фактор – наличие большой промежуточной зоны, протянувшейся с Запада на Восток и обширную миграцию, которую всегда демонстрировали армяне, то эта одновременность получает свое логическое объяснение. Например, в Ахеменидской империи, протянувшейся аж до границ с Китаем, армяне были самым активным элементом, разносившим актуальные идеи и знания по всем траекториям. Не случайно, Платон в своем сочинении «Государство» именно из армянской среды выводит истоки глубоких религиозно-философских учений.

Таким образом, осевое время объясняется тем, что в это время действовали переплетенные силы одного происхождения. Через Армянское нагорье шла связь между Египтом, Грецией, Италией, Центральной Азией и Китаем.

Известные произведения Гомера, Гесиода воспевают героев прошлого, ушедшего «века героев». В Илиаде Гомера описана Троянская война. «Троянская война началась через год после падения Хеттской империи и во время гражданской войны в Египте. Длилась война 10 лет, с 874 по 864 г. до н.э.» (с.318). «Знаменитое вторжение народов моря датируется 856 г. до н.э.» (с.328). «Саги о Троянской войне разрабатывались многими поколениями ионийских бардов, с 800 — 680 гг. до н.э., до тех пор, пока Гомер не воплотил их в своих монументальных сочинениях» (с.449).

«Гомер принадлежит к поколению, которое мигрировало вИонию из континентальной Греции в результате дорийского вторжения. Гомер – означает по-гречески, пленник, заложник» ( с.447). Кстати, армяне называют греков – ионийцы – «hуйн». «У Гесиода в его «Теогонии», в мифе о сотворении мира ощущается сильное влияние хеттского, урартского (араратского – Э.Г.), хурритского эпоса «О Кумарби» (с.449). Значительно легче предположить, что Гомер и Гесиод сами были носителями араратских легенд и эпосов, нежели считать, что они были переданы им некими посредниками.

Далее начинается классическая эпоха древнегреческих философов Милетской и Ионийской школ и мигранты из Армянского нагорья окончательно растворяются в пространстве западной цивилизации. Первая в истории человечества глобализационная волна завершилась, создав эту цивилизацию.

«Великие люди – как герои так и злодеи являются движущей силой, которая ведет человеческую цивилизацию, и иногда тянет ее назад» (с. 597). Такой фразой Д.Рола заканчивается его выдающаяся книга.

Григорьян Э.Р., доктор философских наук, профессор, академик РАЕН

Источники:

[1] Журнал «21-й ВЕК», Ереван, Нораванк, № 3 (19), 2011г. , с.106

[2] см. Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.78.

[3] Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.18

[4] Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.19.

[5] Иосиф Флавий.«О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.19

 

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕЖДУРЕЧЬЯ БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО В АРМЕНИИ

Последние находки археологов могут привести к тому, что историю Древнего Мира в ближайшем будущем придется переписывать.

z Интерес исследователей почти всегда ограничивался в основном территорией древней Месопотамии и Египта.

Естественно нельзя было полностью исключить «фактор» Армении в деле становления древних цивилизаций. Для этого имелось достаточно много доказательств. Однако по тем или иным причинам Армения все-таки выбывала из списка возможных лидеров.

Есть, конечно, ученые, которые высказывают мнение о том, что достижения культуры Армянского нагорья в таких областях как металлургия, архитектура, военное дело, виноделие проникли в Ассирию, Палестину, Египет и Северный Кавказ.

К примеру, по мнению английского востоковеда и археолога Г. Чайлда, культура Армянского нагорья своей внушительной древностью и ценностями может конкурировать с древнейшими культурами Месопотамии и долины Нила.

В поисках истины ученые всегда сталкиваются со многими основополагающими вопросами. Первое — где возникли или появились уникальные знания в древних цивилизациях? Второе — в «анналах» древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия, Иран и т. д.), на начальном этапе не зафиксировано развитие наук и ремесел.

Создается впечатление «мгновенной» технической революции. По всем правилам, технический прогресс — это длительное развитие, которое должно отражаться в эволюции применяемых технологий.

Процесс поэтапного развития должен быть отражен в культурных слоях той или иной цивилизации. Об этом должны свидетельствовать артефакты, которые подтвердили бы «авторские права» этих цивилизаций на «ноу-хау» древних изобретений.

Третье — на ранних этапах предметы, свидетельствующие о «продвинутости» Месопотамии, Египта и др. зачастую импортированы. Об этом свидетельствуют данные лабораторных исследований с применением методов точных наук (спектральный, радиокарбонный анализы и т. д.). Создается впечатление, что известные до сего времени передовые цивилизации питались неким неизвестным источником, который обеспечивал их культурно-технический рост. Историков всегда мучил вопрос: откуда же берут начало эти удивительные знания?

Армения — колыбель индоевропейской цивилизации.
На южных склонах горы Арагац, на территории, которая издревле называлась Навер, в 1975 г. были обнаружены древние некрополи (Неркин Навер — нижние могилы и Верин Навер — верхние). Находка сразу привлекла внимание археологов. Стало понятным, откуда взялось название этой местности.

«Нав» или «неф» во многих древнеевропейских языках означает не только корабль, но и могилу. По всей видимости, в древности это понятие связывалось не только с морскими путешествиями. Оно также имело сакральный смысл — корабли уносили души мертвых в загробный мир.

Целая «флотилия» таких «кораблей» явила миру такое обилие неизвестных фактов, что просто ошеломила исследователей. Курганы датируется 3−2 тыс. до н.э. Это подтвердили серии радиоуглеродных анализов артефактов, проведенных в лабораториях Германии и США. Неркин Навер — это место захоронений высокопоставленных персон.

Верин — крестьян. В Верхних могилах раскопана территория в 7 тыс. кв. м., где обнаружены 70 курганов простонародья, в Нижних могилах раскопано всего 8 княжеских курганов.

«Собранный материал позволяет утверждать, что Армения является прародиной индоевропейской цивилизации, — рассказывает директор НИИ историко-культурного наследия при министерстве культуры РА, кандидат исторических наук Акоп Симонян.

— Это самые древние захоронения, где зафиксированы сведения арийского уклада, арийского мышления. Здесь мы находим свидетельства производства, уникального для того времени. Находки выводят на новый уровень трактовку развития цивилизаций». На месте захоронений было найдено множество золотых украшений, оружия, костей почитаемых животных, прекрасно орнаментированные черно- и краснолощеные кувшины.

Это «традиционный» набор, свойственный погребениям того периода. Однако сенсационные находки выделяют этот некрополь среди подобных. Это законсервированное в веках послание дает достаточное представление о роли и значении древнеармянской цивилизации.

По всем параметрам эти захоронения соответствуют арийским (индоевропейским) представлениям. Ритуал погребения носил очень сложный характер. «Здесь мы наблюдаем все типы индоевропейских погребений: кремирование (высокопоставленные персоны), обгладывание трупов специально обученными собаками (приближенные царя) и простые захоронения — крестьян.

Последних хоронили на боку: мужчин на правом, женщин на левом, — продолжает Акоп Симонян. — A в каждом царском захоронении как правило обнаруживаются кости двух жертвенных коней.

Но самое поразительное, что нам удалось обнаружить здесь, это: железные удила, которые согласно данным химического анализа, своим составом схожи с самыми древними известными на сегодняшний день металлическими изделиями из Дорака и Аладжа-Уюка (Малая Азия, конец 3 тыс. до н.э.).

Фактически это третья подобная находка в мире, датируемая 23 в. до н.э. В кургане N2 обнаружена черная гидрия (кувшин), на „плечиках“ которой изображено 6 пар колес колесниц. У колес 4 спицы.

Это свойственно самым ранним колесам колесниц. Другая поразительная находка — краснолощеный кувшин. На нем изображен табун породистых одомашненных лошадей. Об этом красноречиво говорят их стриженные гривы и заплетенные хвосты. Изображение табуна такой древности не известно во всем переднем Востоке.

Это обстоятельство — весомый аргумент в пользу того, что Армения, помимо прочего, является родиной коневодства. Картину дополняют изящнейшие золотые изделия, бусы из цветного стекла. Некоторые изделия сделаны из кварца.

Это поражает, если учесть, что температура плавления кварца составляет 1700 градусов по Цельсию. Как они это делали, пока остается загадкой. Такое качество стекла не известно во всем Древнем Востоке конца 3 тыс. до н.э.

Стеклянные бусы найдены также в городище Шенгавит (4−3 тыс. до н. э.), которые древнее этих находок на 1000 лет. Узоры на золотых изделиях повторяют орнаменты керамических изделий.

А так как керамика, как правило, местного производства, то логически будет предположить, что золотые украшения — дело рук тех же местных мастеров». Многие факты свидетельствуют о том, что Армения в это время была интегрирована в международные торговые связи.

Примером этого служат Мессопотамские раковины морских моллюсков, бусина агалтомелита (месторождения этого камня находятся только в Корее, Китае и Японии), бусы из ляпис-лазури из Бадашхана (Средняя Азия), импортированные изделия из Восточного побережья Средиземноморья и т. д.

Отсюда вытекает вывод, что торговые отношения уже регулировались определенными правовыми нормами, к примеру, договорами купли-продажи, обмена и др. Еще одна находка, которая занимает обособленное место по своей значимости, это рапира. По всем параметрам это первое профессиональное военное оружие.

Оно датируется XXIII в. до н.э. Спектральный анализ показал, что рапира изготовлена из оловянистой бронзы. Содержание олова в рапире 11−12%. Это классическая формула. Согласно данным изотопного анализа, медная руда армянского происхождения. Ее добывали из Алаверди (Лорийский район).

Олово — завезенное (предположительно из Средней Азии). Следует отметить, все эти артефакты перекликаются с образцами, добытыми из древнего города Шенгавит. Здесь также наблюдается бурное развитие ремесел и технологий (гончарное дело, металлургия, виноделие).

По этому поводу профессор Пенсильванского университета, археолог Мишель Ротман, который участвует в раскопках Шенгавита, заявил, что все полученные данные позволяют предполагать, что приблизительно в 3 тыс. до н.э. культура древней Армении распространилась по миру.

«Армения — это отсутствующий фрагмент в общей мозаике построения цивилизаций древнего мира. Шенгавит и Навер дополняют те недостающие „звенья“, с которыми мы сталкивались при изучении древней культуры Междуречья», — говорит Ротман.

Слова американского ученого перекликаются со сведениями древнемесопотамских источников (поэма о Гильгамеше 3 тыс. до н.э. и др.), где говорится о том, что из Армении в Междуречье распространились знания как минимум 5-ти отраслей: строительство, металлургия, возделывание хлеба, садоводство, виноделие.

В Армении обнаружена самая древняя в мире кожаная обувь.
Археологи обнаружили в Армении образец древнейшей кожаной обуви, возраст которой составляет около 5.500 лет. Таким образом, на сегодняшний день это самая древняя дошедшая до наших дней кожаная обувь.

Сделанный для правой ноги и набитый сухой травой ботинок имеет небольшой по современным европейским меркам 37-й размер. Как сообщает «Ассошейтед пресс», руководитель археологической группы, нашедшей ботинок, археолог Ирландского национального университета (Корк) Рон Пинхаси считает, что траву внутрь ботинка набили для того, чтобы он не потерял свою форму.

При помощи лабораторных экспертиз был установлен возраст древнего ботинка — ему 5.637 лет. Армянский ботинок изготовлен из цельного куска воловьей кожи, в ряд отверстий в его задней и передней частях вдеты шнурки, с помощью которых ботинок завязывался на ноге.

У ботинка не было подметки, и археолог уверен, что в каменистых местностях его тонкая кожаная подошва может с легкостью порваться. Кожаная обувь, очень похожая на армянский ботинок, под названием «пампути», до середины XX века использовалась на островах Аран к западу от Ирландии.

Аналогичные по форме и способу изготовления образцы обуви были найдены и в различных областях Европы. Ботинок был найден во время археологических раскопок местности под названием «Пещера птиц» в окрестностях села Арени района Вайоц Дзор.

Раскопки там ведутся с 2007 года экспедицией, в состав которой входят сотрудники Института археологии и этнографии Национальной академии наук Армении, а также американские и ирландские археологи.

«Он по своей древности и степени своей сохранности является единственным в мире, — в беседе с Радио Свобода отметил директор Института археологии и этнографии Павел Аветисян. — На Евразийском континенте обувь такого возраста и такой степени сохранности нам практически не известна.

Это не означает, что в других местах подобных изделий не было, просто кожа в земле не сохраняется. Для сохранения изделия из кожи необходимы особые условия».

По словам Павла Аветисяна, в ходе совместных раскопок армяно-американо-ирландской экспедиции открылось множество слоев медно-каменного века, были обнаружены хорошо сохранившиеся находки, которые датируются 4200−3500 гг. до нашей эры.

Аветисян также объяснил, почему находки, в том числе и тот башмак, который в нашем регионе носил человек 5500 лет назад, так хорошо сохранились. «Все находившиеся в пещере органические соединения прекрасно сохранились благодаря существующему в пещере микроклимату».

По его словам, найденный башмак еще с прошлого года проходит экспертизу в различных авторитетных научных институтах мира, и только после завершения этой экспертизы ученые смогут представить результат своей работы.

Ботинок возрастом в 5.500 лет в будущем будет выставлен в Государственном музее истории Армении, но до этого его нужно сохранить, и прибывающие завтра в Ереван археологи Института археологии имени Котсена Калифорнийского университета и Ирландского национального университета (Корк) вместе с армянскими учеными должны обсудить технологические вопросы сохранения уникальной находки.

В пещере в Армении обнаружено платье возрастом 5.900 лет.
Чудом сохранившееся женское платье датируется 39-м веком до н. э. Археологи в ходе раскопок в пещере «Арени-1», расположенной в Вайоцдзорской области Армении, нашли женское соломенное платье, возраст которого составляет 5. 900 лет.

Об этом сообщил директор Института археологии и этнографии Национальной академии наук Армении Павел Аветисян. По его словам, женское платье датируется 39-м в. до н. э. Пока найдены части подола, которые хорошо сохранились.

Ткань выполнена с ритмичными цветовыми гаммами. Имеются также другие остатки соломенной ткани. Находка будет отдана реставратору, который до прибытия специалистов из Франции будет работать над ее восстановлением.

Платье было обнаружено в той же пещере, где в сентябре 2008 года археологи нашли самую древнюю в мире кожаный ботинок возрастом 5. 500 лет. В той же пещере была обнаружена винодельня. А в прошлом году в пещере «Арени — 1» были также обнаружены ткани из тростника и часть тела мумифицированного козла.

Следы древнейшего в мире виноделия найдены в Армении.a

МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Международная группа археологов обнаружила при исследовании пещерного комплекса «Арени-1» в юго-восточной Армении древнейшие свидетельства винодельческого ремесла, которым исполнилось более шести тысяч лет.

Об этом говорится в статье ученых, опубликованной в Journal of Archaeological Science. Авторы статьи, археологи из Египта, США и Армении под руководством Ханса Барнарда (Hans Barnard) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, исследовали те же пещеры, где ранее был найден старейший образец кожаной обуви и одежда из волокон крапивы шеститысячелетнего возраста.

Остатки древнейшей в мире винокурни в пещере «Арени-1» в Армении.
Впервые следы возможного виноделия в этой пещере были обнаружены еще в 2008 году. Теперь химический анализ следов веществ, найденных на нескольких керамических черепках в пещере Арени, позволил доказать, что ее обитатели действительно занимались виноделием примерно в 4000 году до нашей эры.

Кроме того, в числе находок археологов оказались остатки пресса, кувшины для хранения вина и «отходы производства» — зерна винограда, остатки выжатых ягод, стебли. Наиболее сложной задачей для ученых был поиск строгих доказательств, что обитатели пещеры занимались именно производством вина.

Сознательное сбраживание углеводов для получения спиртных напитков считается одним из ключевых изобретений, отмечающих переход от палеолита к неолиту. «Считается, что эта технология была по меньшей мере одним из факторов, приведших к появлению культурных растений и развитию гончарного ремесла», — пишут ученые.

Обычно в качестве археологического доказательства производства вина служит присутствие следов тех или иных веществ на остатках керамических сосудов, в частности, винокаменной кислоты и смол, которые добавляли в вино для лучшей сохранности.

Однако винокаменная кислота присутствует во многих растениях и фруктах, ходя и в меньших концентрациях, чем в винограде. «Лучшим химическим индикатором присутствия красного вина является мальвидин — флаваноид, который придает винограду и вину красный цвет… и присутствует в относительно небольшом количестве растений», — говорится в статье.

Это вещество, в свою очередь, выделяет сиринговую кислоту, присутствие которой и было обнаружено учеными с помощью хроматографии и масс-спектроскопии. Раскопки в пещерном комплексе «Арени-1» начались в 2007 году.

Благодаря уникальному микроклимату в этом комплексе сохранились органические материалы, относящиеся к эпохе каменного века — обрывки ткани, шерсти и других материалов, что дает уникальные возможности для изучения древних технологий и культуры.

Караундж (Зорац Карер)

В 200 км от Еревана, у г. Сисиан, находится древнейший памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части. Он расположен на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 7 га на левом берегу ущелья речки Дар, притока р. Воротан.

Предназначение памтника вызывает острейшие споры. Одни исследователи полагают, что на мистической территории Зорац Карер (Могучие камни) в III-II тысячилетиях до н.э. существовало округлой формы святилище, в центре которого располагался большой дольмен, то есть погребальный курган с каменными стенами и кровлей, окруженный мангирами — вертикально расставленными на земной поверхности изолированными монолитами.

Другие считают, что памятник значительно старше: по их мнению, еще в V тысячилетии до н.э. на этой территории функционировала обсерватория. Окруженная высокими горами местность действительно потрясает воображение.

На площади в семь гектаров установлено по кругу около 300 вертикальных монолитов. Высота некоторых превышает два метра. Архитектура мегалитов образует два кольца разного диаметра. Центральный малый элипс памятника (45 на 36 метров) состоит из 40 камней.

Высказывались предположения о возможном культовом либо астрономическом назначении памятника. В целях его изучения П. М. Геруни предприняты четыре научные экспедиции (1994−1997) в дни равноденствий и солнцестояний.

Измерены размеры памятника, проведена детальная топографическая съемка, измерены географические координаты (Ф =39/34, Л= 46/01), магнитное склонение места, закрытие горизонта, азимуты и углы места отверстий в камнях.

Проведены многочисленные наблюдения и видео снимки через соответствующие отверстия в камнях в моменты восхода, захода, и кульминации Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний; и выполнен большой объем вычислительных работ.

Основные выводы — памятник имел тройное назначение: а) храм АР-а (Солнца) главного Бога древних армян и его «секретаря» Тира — покровителя наук и письменности; б) обширную и высокоразвитую обсерваторию, оснащенную каменными инструментами, позволяющими производить измерения с точностью до 30 секунд дуги (или 2 сек. времени); в) Университет.

Памятник построен более 7.500 лет тому назад (т.е. за 3.500 лет до Стоунхенджа) и действовал в течение 5.500 лет. *** Портасар (Пуповинная гора).
Турция продолжает искажать историю и присваивать армянское историко-культурное наследие. Как заявил на пресс-конференции в Ереване главный научный советник экспедиции программы Оксфордского университета «Камни и звезды», кандидат биологических наук Вачаган Ваградян, сегодня Турция представляет мировому сообществу расположенный в Западной Армении храмовый комплекс Портасар как турецкий Stonehenge.

«Согласно исследованиям, храмовому комплексу Портасар больше 18 тысяч лет. Он является одним из крупнейших и древнейших ритуально-религиозных комплексов в мире. Его строительство свидетельствует о высоком уровне развитости армянского народа», — сказал Вачаган Вагардян.

Храмовый комплекс Портасар (на тур.- Гёбекли-Тёпе) является одним из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. рамовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в исторической Западной Армении, на территории современной Турции.

Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры. Поверхность некоторых камней покрыта рисунками. Заброшен со времени 7500 лет до н. э.

Цивилизация Междуречья берет свое начало в Армении.
Уникальные находки, обнаруженные при раскопках Шенгавита (Армения)(4−3 тыс. до н. э.) подтверждают, что Армения является родиной металлургии, ювелирного дела, виноделия и коневодства. Все это доказывает, что в 4−3 тыс. до н. э.

Армения была сверх высокоразвитым государством, носителем исключительной культуры. К такому выводу пришла группа археологов исследующих этот древний город. Раскопки проводит армяно-американская археологическая экспедиция.

«К примеру, найденные на территории Шенгавита бусы из стекла превосходят по своему качеству египетские. А количество найденных конских костей на этой территории превзошло все ожидания исследователей.

По этому поводу, немецкий палеозоолог Ганс Питер Уертман заявил, что не видел такого количества лошадей во всем Древнем Востоке. В мастерских найдено огромное количество каменных орудий.

Найденные же свидетельства медного производства позволяют судить о том, что в Армении было налажено производство изделий из бронзы (оружие, инструменты и т. д.)», — заявил на состоявшейся пресс-конференции 2 июля Директор НИИ историко-культурного наследия при министерстве культуры Р А Акоп Симонян.

«Это только начало. Нас ждет еще много сюрпризов», — добавил он. В свою очередь, руководитель факультета антропологии, преподаватель Пенсильванского университета Мишель Ротман заявил, что все свидетельствует о том, что приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. культура Шенгавита распространилась по древнему миру…

«Все, что умели в Мессопотамии — вышло из Армении».